Присяжные заседатели: правовое положение, права и обязанности
Российская Федерация в 1993 году официально признана демократическим правовым государством, что закреплено это в статье 1 Конституции РФ. В конституции государства нашло отражение и одно из центральных положений судебной реформы в Российской Федерации, принятой 24 октября 1991 г. и утвердившей возвращение суда присяжных.
Конституция РФ в части 5 статьи 32 предоставляет право гражданам России участвовать в отправлении правосудия. Данное конституционное право и механизм его реализации регламентируется Федеральным законом РФ от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации » (далее – Закон о присяжных заседателях) и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ).
В настоящей брошюре речь пойдет о присяжных заседателях, принимающих участие в судопроизводстве в федеральном суде общей юрисдикции.
Формирование списков кандидатов в присяжные заседатели
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые 4 года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории данного субъекта РФ.
Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путём случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы» на основе содержащихся в её информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями.
О составлении общего и запасного списков исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает всех граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования, и уведомляет граждан, включённых в данные списки.
Указанные списки муниципального образования публикуются в СМИ муниципального образования и содержат только ФИО кандидатов в присяжные заседатели. В течение двух недель гражданам предоставляется возможность ознакомиться с данными списками.
Граждане имеют право обращаться в исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования с письменными заявлениями о необоснованном включении их в указанные списки, об исключении их из этих списков или исправлении неточных сведений о кандидатах, содержащихся в этих списках.
Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в 5-дневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает по ним решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном КоАП РФ.
Указанные списки ежегодно проверяются и при необходимости изменяются и дополняются, в том числе путём исключения из них граждан, утративших право быть присяжным заседателем, и включения в них тех, кто был отобран дополнительно.
Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели. За непредставление, а также за представление заведомо неверной информации данные лица несут ответственность, установленную КоАП РФ.
Требования, которые предъявляются к присяжным заседателям
Присяжными заседателями могут быть граждане, включённые в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
-
не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
-
имеющие непогашенную или неснятую судимость;
-
признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
-
состоящие на учёте в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
Граждане, включённые в списки кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков в случаях:
-
выявления указанных выше обстоятельств;
-
подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:
-
лицом, не владеющим языком, на котором ведётся судопроизводство;
-
лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтверждённому медицинскими документами;
-
лицом, достигшим возраста 65 лет;
-
лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;
-
военнослужащим;
-
гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки в течение 5 лет со дня увольнения;
-
судьёй, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом в период осуществления профессиональной деятельности и в течение 5 лет со дня ее прекращения;
-
имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;
-
гражданином, уволенным со службы в органах внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в течение 5 лет со дня увольнения;
-
священнослужителем.
От исполнения обязанностей присяжного заседателя по их устному или письменному заявлению могут быть освобождены:
-
лица старше 60 лет;
-
женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;
-
лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;
-
лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам;
-
иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.
Материальное обеспечение присяжных заседателей
За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия:
-
соответствующий суд выплачивает за счёт средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка лица по месту его основной работы за такой период;
-
возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда;
-
на указанное время по основному месту работы за ним сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, его увольнение или перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются;
-
указанное время учитывается при истечении всех видов трудового стажа;
-
на данный период на него распространяются гарантии независимости и неприкосновенности.