Мы живем в век быстрого развития информационных технологий. Но вместе с удобствами пришли и риски. В связи с последними событиями в мире количество сомнительных звонков от банков и финансовых организаций неумолимо растет. Однако далеко не всегда вам звонят настоящие менеджеры. Как вовремя распознать злоумышленников и сберечь свои накопления?
За последние месяцы мошенники приспособились к новым жизненным обстоятельствам и теперь выманивают деньги у граждан под предлогом «спасения средств на счетах в сложных санкционных обстоятельствах». Телефонные аферисты требуют срочно снимать все накопления, потому что они якобы станут недоступны из-за отключения международной межбанковской системы SWIFT в РФ, сообщал Банк России. Ведомство уже опровергло эту информацию.
Кроме того, в МВД также зафиксировали еще один новый способ телефонного мошенничества. Злоумышленники предлагают успеть взять кредит по низкой ставке и запугивают граждан вероятностью якобы полного запрета на снятие денег со счетов в ближайшем будущем.
По данным МВД, за прошедший год банковские мошенники похитили у россиян более 45 млрд рублей. Каждый седьмой гражданин подвергался попытке хищения денег со стороны телефонных аферистов. При этом 50% потерпевших добровольно передавали свои данные, в том числе пароли и секретные коды. Суммы хищений варьируются от 15 тыс. рублей до 25 млн рублей. Однако существуют определенные признаки, по которым можно распознать, кто перед вами - преступник или сотрудник банка.
1. Качество связи
Как правило, банки следят за качеством связи и используют различные техники шумоподавления, чтобы разговору с клиентом ничто не мешало. У злоумышленников зачастую нет собственных кол-центров, именно поэтому на фоне слышатся шумы и другие разговоры.
Если вдруг вы слышите на линии посторонние звуки, связь обрывается, голос собеседника то пропадает, то появляется - сразу же положите трубку. В таком случае лучше сразу обратиться в банк по номеру телефона, указанному на официальном сайте, или же написать в техподдержку через мобильное приложение.
2. Официальный номер банка
Аферисты часто используют так называемые подменные номера. Абонент связывается с оператором связи не напрямую, а через специальную программу, которая передает на сервер оператора информацию о любом произвольном номере или номере телефона, который выбрал сам звонящий. Таким способом злоумышленники звонят своим жертвам с номера, идентичного банковскому.
Бывает так, что вам поступает звонок якобы с официального номера, вы берете трубку, но собеседник вам кажется подозрительным. Он старается узнать у вас конфиденциальную информацию, просит сообщить защитный код с оборотной стороны карты или срочно перевести деньги на «безопасный» счет. Чтобы проверить, с кем идет разговор, нужно самостоятельно прекратить звонок и лично обратиться в банк.
3. Автоинформатор
Все чаще банки для связи со своими клиентами используют автоинформатор - услугу, которая осуществляет автоматический дозвон по телефонному списку клиентов. Распознать среди роботов преступников становится сложнее. Однако опять злоумышленников выдает качество голосового сообщения. Кроме того, для подтверждения операций банки не используют роботов - при действительно нестандартной ситуации по карте из банка, скорее всего, позвонит менеджер. Услугу автоинформатора чаще всего используют для информирования об акциях, днях работы отделений и прочих маркетинговых новостях компании, но не для подтверждения сложных банковских операций.
4. Автоблокировка спасет от списаний
Следующей причиной звонка из банка может быть подозрительная активность по карте и переводы в другие страны юридическим или физическим лицам, а также операции в непривычной для клиента валюте. В таком случае карту блокирует антифрод - система - компьютерная программа, которая отслеживает мошеннические трансакции. Сотрудник службы безопасности может позвонить клиенту для подтверждения операций по карте.
В некоторых случаях у вас есть шанс вернуть списанные мошенниками деньги. Основанием является тот факт, что вы лично не участвовали в махинациях, все произошло в связи с утечкой данных из банка, а не по вашей вине. Для возврата нужно написать заявление в банк, после проверки вам ответят о решении.
5. Подтверждение личности банковского сотрудника
В случае, когда у вас возникают сомнения во время беседы с сотрудником банка, попросите прислать вам СМС-сообщение с подтверждением звонка или официальным уведомлением о совершении операции. Также можно запросить повторный звонок с официального номера либо попросить менеджера написать через чат с поддержкой в приложении банка. Если вы имеете дело со злоумышленниками, то никакого письменного подтверждения или повторного звонка не последует.
6. Запись разговоров
Еще один лайфхак по выявлению мошенников во время звонка - запись разговора. Все разговоры с банками записываются, об этом они обязаны уведомлять пользователей до начала беседы. У мошенников зачастую нет дата-центров и систем для анализа звонков. Поэтому чаще всего уведомление о такой записи не звучит перед началом разговора. Бывает, что мошенники записывают его в автоинформатор, но в таком случае характерный звук начала записи вы не услышите.
Злоумышленники с каждым годом совершенствуют свои методы обмана банковских клиентов. Необходимо всегда помнить о правилах безопасности в разговоре с незнакомым человеком. Будьте внимательны, не сообщайте никому данные своих карт или счетов, а также любую персональную информацию.
Отдел по делам ГО и ЧС
администрации МО «Северо-Байкальский район»