
Перечень технически сложных товаров, согласно пункту 1 статьи 18 Закона РФ от 07.021992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливается Правительством Российской Федерации.
В настоящее время в России действует Постановление Правительства РФ № 924 от 10 ноября 2011 г. N 924.
Технически сложными товарами являются: легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем). Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем). Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем). Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями (сюда относятся смартфоны). Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления. Холодильники, морозильники, комбинированные холодильники-морозильники, посудомоечные, автоматические стиральные, сушильные и стирально-сушильные машины, кофемашины, кухонные комбайны, электрические и комбинированные газоэлектрические плиты, электрические и комбинированные газоэлектрические варочные панели, электрические и комбинированные газоэлектрические духовые шкафы, встраиваемые микроволновые печи, роботы-пылесосы, кондиционеры, электрические водонагреватели. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические).
Если приобретенный Вами товар входит в данный перечень, то нужно быть более внимательным при обращении к продавцу с какими бы то ни было требованиями, предусмотренными Законом «О защите прав потребителей». Зачастую недобросовестные продавцы пользуются незнанием потребителями своих прав.
Так, во – первых, на все товары распространяется обязанность Продавца о передаче потребителю качественного товара (статья 4).
Во-вторых, право потребителя на выбор вида требования, которое он может заявить продавцу в отношении качества товара, также распространяется на все товары (напомним, это право на: замену на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); на замену на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; на соразмерное уменьшения покупной цены; на ремонт товара или на возмещение расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом; на отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар суммы).
Единственное отличие, что требование об обмене товара на другой (более дорогой или дешевый с соответствующим перерасчетом покупной цены) и требование о возврате денежных средств в отношении технически сложного товара покупатель вправе предъявить в течение 15 дней со дня передачи такого товара потребителю (со дня покупки). При этом, данные требования согласно п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" потребитель праве предъявлять независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в статье 4 Закона о защите прав потребителей.
Если же 15 дней после покупки технически сложного товара истекло, то требования об обмене либо о возврате денежных средств подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
То есть у потребителя остается право в случае истечении 15 дней после покупки предъявить продавцу требование о соразмерном уменьшении покупной цены либо требование о ремонте товара или о возмещении расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом.
Подведем итог: если в приобретенном Вами телевизоре (холодильнике, смартфоне, ноутбуке и пр. технически сложных товарах) выявлен недостаток и не прошло 15 дней после покупки, смело требуйте (желательно в письменном виде предъявляя претензию с отметкой о принятии ее продавцом на своем экземпляре либо направить заказным письмом и сохранить почтовую квитанцию) от продавца либо обмена товара на другой либо возврата денежных средств. Если же 15 дней после покупки истекло и продавец настаивает на приеме товара «на диагностику неисправности с возможностью дальнейшего ремонта», требуйте оформления надлежащего акта приема – передачи товара с указанием всех внешних (видимых) неисправностей (потертостей, повреждений). Напомним, что срок устранения недостатков (статья 20) не может превышать 45 дней и не стоит подписывать документ продавца, в котором указано на согласие потребителя на продление срока ремонта в связи с доставкой товара в сервисный центр и обратно либо указано на 30-45 рабочих дней на ремонт – это нарушение прав потребителя. Так как если 45 максимальных дней истекло и товар не отремонтирован и Вам не возвращен Вы имеете полное право предъявить (также лучше в письменном виде) требование об обмене товара или возврате денежных средств.
Теперь остановимся более подробно на существенности недостатка
Пункт 13 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ гласит: под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьей 18 Закона, следует понимать: а) неустранимый недостаток товара - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию; б) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования; в) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом; г) недостаток товара, выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию; д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.
Кроме того, еще раз напомним, что для удовлетворения различных требований потребителей Законом «О защите прав потребителей» установлены разные сроки и не следует заявлять несколько требований сразу.
Так, на обмен товара статьей 21 Закона установлено 7 дней со дня предъявления, а при необходимости дополнительной проверки качества товара продавцом - в течение двадцати дней со дня предъявления требования. Если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования. Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет, однако существует перечень товаров, на которые данное требование не распространяется, данный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463.
Статьей 22 Закона определено, что требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
По вопросам защиты прав потребителей Вы можете обращаться в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Северобайкальском районе по адресу: г. Северобайкальск, ул. Ленинградская, 26 или по тел. 2-37-51.
Обращения принимаются ежедневно с 8.30 до 17.30 часов, перерыв с 12.00 до 13.00 часов, пятница с 8.30 до 16.15. часов, выходные (суббота, воскресенье) либо путём заполнения специальной электронной формы, размещённой в разделе «Обращения граждан» на сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия http://03.rospotrebnadzor.ru/.
Главный специалист-эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Северобайкальском районе Билявская С. Н.