БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ – ДЕЛО КАЖДОГО
Вопрос противодействия коррупции – один из вечных вопросов организации государства. Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008г. был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальный план по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента, расширяющий контроль за деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.
Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность должностных лиц органов исполнительной власти и депутатов о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Декларации о доходах должностных лиц, а также их детей и супругов находятся в открытом доступе в сети Интернет, проверяются контрольными и надзорными органами.
Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе. В обществе всегда есть граждане, которые уважительно относятся к закону и действующему правопорядку, избегают коррупции и стремятся соблюдать все предписанные нормы закона.
В вышеуказанном законе «О противодействии коррупции» дано понятие «КОРРУПЦИИ». Ею считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего – либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды – он становится частью коррупционной системы.
Основным коррупционным проявлением является взятка. К сожалению, для большой группы людей, дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению. Поэтому трудно найти людей, никогда не дававших мелких взяток. Взятка – это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды – так называемый «блат», – полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.
Необходимо знать, что взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущение или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия. И т.д.
Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.
Что же может сделать гражданин самостоятельно, чтобы не попасть в сети коррупционеров, не стать участником преступления? Перед тем, как обратиться в государственные, муниципальные органы или иные организации, рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей. По возможности, оформляйте обращение в письменной форме и сдавайте его в канцелярию того органа, в который обращаетесь. Если Вы обращаетесь в государственный или муниципальный орган, то в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ответ Вам обязаны дать в течение 30 дней с момента Вашего обращения.
В случае, если Вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом своим служебным положением или полномочиями, возможны следующие варианты действий:
Обжалование незаконных действий в рамках действующих административных процедур – подача жалобы непосредственному руководителю или жалобы в вышестоящие инстанции.
Жалобы в контролирующие органы или в прокуратуру, при этом обвинения не должны быть голословными, жалоба должна содержать конкретные сведения и факты.
Необходимо помнить, что в случае, если Вы выполните требования вымогателя и не заявите о факте дачи взятки в компетентные органы, то будете привлечены к уголовной ответственности при выявлении факта дачи взятки правоохранительными органами. Перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, го и то лицо, которое взятку дает или от чьего имени взятка передается взяткодателю. Решение своей проблемы в обход закона может обернуться гораздо более серьезными проблемами.
В МО «Северо-Байкальский район» организована информационная открытость деятельности органа местного самоуправления в части противодействия коррупции. На официальном сайте администрации создан раздел «Противодействие коррупции».
Постановлением Главы МО «Северо-Байкальский район» утверждено Положение «О Телефоне доверия» по фактам коррупционной направленности.
Определен номер «Телефона доверия» 8/30130/47-694 для приема сообщений от граждан по фактам коррупционной направленности в администрации.
администрация МО «Северо-Байкальский район»
организационно – правовое управление